После Элендила и Исилдура правили еще восемь Высоких Королей Арнора. После Эарендура, из-за разногласий между его сыновьями, их королевство было разделено на три части: Артедайн, Рудаур и Кардолан. Артедайн лежал на северо-западе и охватывал земли между рекой Брендивин и Заливом Люн, а также область к северу от Великого Тракта до Обветренных Холмов. Рудаур располагался на северо-востоке и лежал между Троллевой Пустошью, Обветренными Холмами и Мглистыми Горами, но включал еще и Угол между Громкой Водой и Серым Ключом. Кардолан находился на юге, и его естественными границами служили Брендивин, Серый Поток и великий Тракт.

В Артедайне род Исилдура сохранялся и продолжался, тогда как в Рудауре и Кардолане он скоро угас. Между королевствами часто разгорались вооруженные столкновения, что ускорило снижение численности Дунэдайн. Главным предметом споров было право на владение Обветренными Холмами и землями к западу от Бри. Как Рудаур, так и Кардолан притязали на Амон Сул (Обветренную Вершину), которая возвышалась на границах обоих королевств, так как в Башне Амон Сул находился главный Палантир севера, а двумя другими камнями владело королевство Артедайн.

Случилось так, что в начале правления Малвегила в Артедайне зло проникло в Арнор. Ибо в то время на севере, за Троллевой Пустошью, возвысилось королевство Ангмар. Его владения простирались по обеим сторонам Гор и земли эти заполонили орды лихих Людей, орков и других свирепых созданий. [Правитель этого края был известен под именем Король-Колдун, однако, до поры до времени никто не знал, что это тот самый предводитель Призраков Кольца, который пришел на север, замыслив уничтожить Дунэдайн Арнора и надеясь на их разобщенность, пока Гондор был еще в силе].
В дни Аргелеба, сына Малвегила, короли Артедайна стали опять добиваться господства над всем Арнором, потому что ни единого потомка Исилдура не осталось в других королевствах. Рудаур отверг их притязания. Дунэдайн там было не много и власть захватил злобный предводитель Людей с Холмов, которые заключили тайный союз с Ангмаром. Аргелеб стал поэтому укреплять Обветренные Холмы,  но погиб в битве с Рудауром и Ангмаром.
Арвелег, сын Аргелеба, прибегнув к помощи Кардолана и Линдона, оттеснил своих врагов с Холмов и потом в течение многих лет Артедайн и Кардолан силой удерживали свои рубежи вдоль Обветренных Холмов, Великого Тракта и низовий Серого Ключа. Говорят, в те времена Ривенделл был обложен осадой.
Огромное войско вышло из Ангмара в 1409 и, перейдя реку, вторглось в пределы Кардолана и окружило Обветренную Вершину. Дунэдайн потерпели поражение и Арвелег пал на поле боя. Башня Амон Сул была сожжена и разрушена до основания, однако, отступавшим удалось спасти палантир и доставить его обратно в Форност. Рудаур был захвачен лихими Людьми, подвластными Ангмару, и Дунэдайн, что все еще оставались там, либо пали, либо отступили на запад. Кардолан был полностью разграблен. Арафор, сын Арвелега, еще не достиг совершеннолетия, но отличался храбростью и отвагой. Получив помощь от Кирдана, он выбил врага из Форноста и с Северного Нагорья. Оставшиеся верные среди Дунэдайн Кардолана еще удерживали оборону на Тирн Гортад (Курганном Нагорье) или укрывались в Старом Лесу.
Говорят, что сила Ангмара на какое-то время была сломлена Эльфийским Народом, пришедшим из Линдона и Ривенделла, потому что Элронд привел помощь с той стороны Гор, из Лориэна. Как раз в это время Стуры, населявшие Угол (у слияния Серого Ключа и Громкой Воды), потянулись на юг и на запад, гонимые войнами и ужасом Ангмара, а также тем, что Земли и климат Эриадора, особенно на востоке, ухудшились и стали недружелюбными. Некоторые вернулись в Дикие Земли и осели у берегов реки Ирисной, превратившись в приречный народ рыбаков.

В дни Аргелеба Второго весь Эриадор был охвачен чумой с юго-востока, которая унесла большую часть людей Кардолана, особенно в Минхириате. Хоббиты и все остальные народы очень сильно пострадали от чумы, но поветрие угасало по мере распространения к северу и северным пределам Артедайна был нанесен лишь малый ущерб. Именно в это время пришел конец Дунэдайн Кардолана и злые духи из Ангмара и Рудаура вошли в опустевшие могильники и поселились там.
Говорят, что могильники Тирн Гортад, как в прошлом называлось Курганное Нагорье, очень древние, и что многие из них были насыпаны еще во времена прежнего мира Первой Эпохи праотцами Эдайн, перед тем как они перевалили Синие Горы и ушли в Белерианд, от которого в наши дни не осталось и пяди земли, кроме Линдона. Поэтому те холмы почитались Дунэдайн после их возвращения и на них были захоронены многие их короли и вожди. [Некоторые даже говорят, что могильник, в котором был захвачен Хранитель Кольца, был захоронением последнего короля Кардолана, павшего в битве в войне 1409г.]

В 1974г. мощь Ангмара опять возросла и Король-Колдун напал на Артедайн еще до окончания зимы. Он захватил Форност и оттеснил большинство оставшихся в живых Дунэдайн за реку Люн. Среди них были и сыновья короля. Но сам король Арведуи до последнего держал оборону на Северном Нагорье, после чего бежал на север с немногими уцелевшими воинами, и их быстрые кони унесли отряд от врагов.
Какое-то время Арведуи скрывался в штольнях древних копей, когда-то вырытых гномами у дальних оконечностей Гор, но, в конце концов, голод выгнал его наружу и заставил искать помощи у Лоссот – Снежных Людей Форохела . Некоторых из них король встретил в их лагере на берегу моря, но они не были расположены помогать королю, потому что он не мог ничего предложить им взамен, кроме нескольких драгоценных камней, не представлявших для них никакой ценности; и еще они боялись Короля-Чародея, который, по их словам, мог насылать мороз или оттепель по своей воле. Однако, отчасти, жалея измученного короля и его спутников, отчасти же опасаясь их мечей, они дали им немного пищи и построили для них снежные хижины. И Арведуи был вынужден остаться там и ждать помощи с юга, так как его лошади пали.
Когда Кирдан узнал от Араната, сына Арведуи, о бегстве короля на север, он тут же отправил корабль в бухту Форохел на его поиски. По прошествии многих дней корабль наконец прибыл на место, задержанный по пути встречными ветрами, и моряки увидели издалека небольшой костер из плавника, которому затерянные изгнанники старались не дать погаснуть. Но зима в тот год долго не хотела ослаблять свою хватку и, хотя был уже март, лед только начинал давать трещины, и стоял еще далеко от береговой полосы.
Когда Снежные Люди увидели корабль, их охватило чувство удивления и страха, ибо на их памяти никогда подобное судно не заплывало в эти воды. Но к тому времени они стали более дружелюбными к королю и тем, кто выжил из его отряда. И они посадили их в сани и вывезли по льду к открытой воде настолько близко, насколько смогли, так чтобы шлюпка сумела подойти и забрать их.
Но Снежные Люди были встревожены, ибо, как они говорили, чувствовали в воздухе скрытую угрозу. И тогда их вождь сказал Арведуи: "Не взбирайся на спину этого морского чудовища! Если есть у них, пусть они дадут нам еду и все, что нам нужно, и тогда ты можешь остаться здесь, пока Король-Колдун не уберется домой. Ибо летом власть его ослабевает, но сейчас его дыхание смертоносно и холодные руки его длинны".
Но Арведуи не внял его совету. Он поблагодарил его и на прощанье дал ему свое кольцо, сказав при этом: "Вещь эта имеет цену, что превыше твоего разумения. Хотя бы из-за своей древности. Оно не таит в себе силы помимо той ценности, которую придают ему те, кто любит мой дом. Оно не поможет тебе, но если ты будешь испытывать в чем-то нужду, мои родичи выкупят его у тебя за такую цену, какую ты назовешь."
И все-таки, по случайности или же по предвидению, но совет вождя Лоссот был верным, ибо, не успел корабль еще даже выйти в открытое море, как с севера нашла страшная, снежная буря и штормовой ветер погнал судно назад и выбросил его на лед, нагромоздив глыбы льда вокруг корабельных бортов. Даже мореходы Кирдана оказались беспомощны, и за ночь лед раздавил корпус и судно пошло ко дну. Так погиб Арведуи Последний Король и палантири были похоронены вместе с ним на дне морском.  И только по прошествии долгого времени от Снежных Людей пришли вести о кораблекрушении в бухте Форохел.

Обитатели Шира выжили, хотя война пронеслась по их землям и заставила многих искать спасения в бегстве или укрытиях. На помощь королю они отправили лучников, которые так и не вернулись назад. Были еще и другие, принявшие участие в битве, принесшей победу над Ангмаром (о ней больше сказано в хрониках Юга). Потом, в мирные времена, жители Шира сами справлялись со своими делами и процветали. Они выбирали Тана, который управлял ими вместо Короля, и были довольны, хотя долгое время многие все еще надеялись на возвращение Короля. Но в конце концов надежда эта была позабыта и сохранялась только в поговорке "Когда Король возвратится", употреблявшейся в случаях, когда что-то хорошее не могло совершиться или что-то плохое не могло быть исправлено. Первым Таном Шира был некий Бакка с Болот, от которого и пошли Старые Баки, как они сами настойчиво утверждали. Он стал Таном в 379 г. по нашему счету (1979).

После Арведуи Северное Королевство пришло к своему концу, ибо Дунэдайн к тому времени оставалось очень немного и сократилась численность всех остальных народов, населявших Эриадор. Но род королей все-таки продолжался в Вождях Дунэдайн, первым из которых был Аранат, сын Арведуи. Арахаэл, его сын, воспитывался в Ривенделле, как и все сыновья вождей после него. Там же хранились наследственные реликвии их дома: кольцо Барахира, обломки Нарсила, звезда Элендила и скипетр Аннуминаса.
Когда королевство пало, Дунэдайн отошли в тень и превратились в тайных скитальцев, а дела и труды их редко упоминались в песнях и хрониках. Немногие помнят о них теперь, когда Элронд покинул эти земли. Хотя, перед самым концом Бдительного Мира, когда лихие твари снова начали совершать открытые набеги на Эриадор или тайно проникать в его пределы, Вожди, в большинстве своем, проживали долгие жизни. Арагорн Первый, как говорят, был растерзан волками, которые всегда потом были серьезной опасностью в Эриадоре и остаются ею и по сей день. Во времена Арахада Первого орки, которые, как потом выяснилось, тайно возводили укрепления во Мглистых Горах, чтобы заградить все проходы в Эриадор, внезапно заявили о себе. В 2509г. Келебриан, супруга Элронда, по пути в Лориэн попала в скрытую засаду орков на Перевале Красного Рога; свита ее была рассеяна, а сама она схвачена и похищена. Элладан и Элрохир пустились в погоню и вызволили ее из лап орков, но те уже успели подвергнуть Келебриан пыткам и тяжело ранить отравленным мечом.  Ее привезли назад в Имладрис и там Элронд исцелил ее тело, но она не могла уже испытывать радости в Средиземье и на следующий год отправилась в Гавани и отплыла за Море. И затем, во дни Арасуила, орки, которых становилось все больше во Мглистых Горах, начали разорять земли Эриадора, и Дунэдайн вместе с сыновьями Элронда сражались с ними. Как раз в это время большая шайка орков зашла так далеко на запад, что подобралась к самым границам Шира и была выбита оттуда Бандобрасом Туком.
Четырнадцать Вождей сменило друг друга, пока не родился последний, пятнадцатый, Арагорн Второй, который и стал опять Королем Гондора и Арнора. Нашим Королем зовем мы его и, когда он едет на север в свой дворец в отстроенном заново Аннуминасе и на какое-то время останавливается у Сумеречного Озера, тогда все в Шире радуются. Но он не пересекает наших границ, будучи ограничен законом, который сам и издал, что никто из Большого Народа не имеет права ступать на наши земли. Но он часто подъезжает к Великому Мосту в сопровождении блестящей свиты и там приветствует своих друзей и всех, кто приходит увидеть его; и некоторые отправляются с ним в его дворец и живут там, сколько захотят. Тан Перегрин был там уже много раз, так же как и Мастер Сэмуайс, наш Мэр. Его дочь – Эланор Прекрасная – одна из фрейлин Королевы Вечерней Звезды.
Гордостью и чудом Северного Рода было то, что, несмотря на разделение их власти и разобщенность и угасание их народа, наследственная линия не прерывалась и передавалась от отца к сыну на протяжении многих поколений. И еще, хотя продолжительность жизни Дунэдайн постепенно уменьшалась в Средиземье, после угасания их королей это происходило быстрее в Гондоре; многие из Вождей севера все еще жили вдвое дольше обычных Людей и намного дольше даже самых старых из нас. Арагорн на самом деле прожил двести и десять лет, то есть дольше, чем любой из его рода со времен Короля Арвегила. И поистине, в Арагорне Элессаре возродилось благородство и сила королей прошлого.

Взято из приложения Властелин колец (пер. Pera)

Отредактировано Амрот (2009-11-05 00:13:25)